Новости

17.01.2013
Обновлен прайс-лист на нормативно-методическую литературу и документацию.

Подробнее
 

30.03.2012
Электричество посчитают
Владимир Путин призвал упростить административные барьеры при строительстве жилья.

Подробнее
 

28.03.2012
Сметные нормативы для эксплуатации зданий.

Подробнее
 
Все новости
Реклама


Что нам стоит дом построить? Стоимость определит система управления затратами.

В 22 (422) номере газеты «Торгово-промышленные ведомости» за ноябрь 2009 года под рубрикой «На острие проблем модернизации» опубликовано интервью с руководителем Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгением Ермолаевым.

- Евгений Евгеньевич, каковы главные проблемы ценообразования в строительстве?

- До финансово-экономического кризиса только 20% всех строек в России финансировались из федерального, регионального или местного бюджетов, а оставшиеся 80% финансировались без участия государства. Почему мы сейчас говорим именно о строительстве за счет бюджетных средств? Потому что это одна из самых острых проблем, так как практически невозможно правильно осуществить бюджетное планирование. Беда в том, что невозможно достоверно определить затраты из бюджета на строительство школ, больниц, спортивных учреждений и других объектов социальной сферы. Поэтому погрешности в расчетах на стадии бюджетного планирования составляют два-три и более раз.

Например, в сельском поселении нужно построить школу. Во сколько она обойдётся, просчитывают, условно говоря, директор школы и местные чиновники. Цифры они берут произвольные, практически с потолка. Ведь до недавних пор не было системы документов, позволяющей связать стоимостные расчеты на стадиях бюджетного планирования, проектирования и экспертизы с требованиями норм нового бюджетного и градостроительного законодательства России. Это и вело к очень большим погрешностям.

Более того, часто стоимость крупных объектов значительно занижалась, с тем чтобы обеспечить им попадание в строку бюджета. По поговорке «Вали кулем, после разберем». После того, как строчка появлялась в бюджете, выделялись средства на проектирование. И здесь возникала вторая проблема. Дело в том, что проектировщик никак не заинтересован в сокращении издержек на строительство. Наоборот, его интерес в том, чтобы сметная стоимость объекта была как можно больше.

Если цена металла и цемента, вместе взятых, в структуре себестоимости объекта составляет меньше 5%, то цена любого отделочного материала выше в десятки раз. Паркет использовался или линолеум, простая или венецианская штукатурка - разница может быть огромной! То же самое касается и оборудования. Соответственно, никаких стимулов для снижения сметной стоимости у проектировщиков нет.

Следующая проблема заключается в том, что действовавшая до недавних пор система ценообразования позволяла лишь описывать затраты в процессе производства. Сметные нормы, предусмотренные в сборниках федеральных и территориальных расценок, составлены в технологическом разрезе, то есть описывают стоимость способов производства работ. Но известно, что любое техническое решение может быть реализовано разными технологиями. Например, яму под фундамент можно выкопать десятками разных способов - от ручного до механизированного.

На стадии проектирования известна только планировка, тип конструкций, скажем, типы панелей. Стоимость комплекта железобетонных изделий для жилого дома одной и той же серии, произведенного в Москве или, например, в Перми, может отличаться в 2,5 раза. Цена на строительные материалы никак не нормируется. Указываются лишь предполагаемые объемы поставок. Такая практика никак не побуждает проектировщиков, заказчиков и подрядчиков экономить на бюджетных стройках. И, по нашим оценкам, непроизводственные издержки в затратах, связанных с избыточными проектными решениями, составляют около 40%.

- Но ведь перед Федеральным центром как раз и поставлена задача создать систему управления затратами. Когда эта система заработает в полную силу?

- В мае 2009 года вышло постановление Правительства, на основании которого мы создаем нормативы в текущих ценах. Они уже в этом году будут утверждены Минрегионразвития. По каждому виду объектов разработаем нормативы цены, и обмануть бюджет, заявить, что объект будет стоить 500 млн рублей, а не 200 млн, уже не удастся.

Процедура станет совершенно прозрачной. И для стадии проектирования в скором времени появятся нормативы цены конструктивных решений, для чего мы разрабатываем сейчас сметные нормы. В этих нормативных документах все типовые конструктивные решения будут иметь стоимостное выражение практически в текущих ценах, что облегчит проектировщику выбор решений в пределах обусловленных затрат на строительстве объекта.

Таким образом, нормироваться будут не технологии, виды работ и услуг, а цена готового конструктивного решения. Новые конструктивные нормативы побудят проектировщиков применять оптимальные и экономичные решения, укладывая проект в параметры стоимости будущего объекта, задаваемые заказчиками.

Принятые нововведения позволят обеспечить повышение точности планирования стоимости и сроков реализации инвестиционных проектов (снизятся риски заказчиков и подрядчиков), разграничить и повысить ответственность всех участников инвестиционного процесса, добиться экономии бюджетных средств до 30% от объема инвестиционных расходов (по программе будущего года - более 150 миллиардов рублей), снизить возможности злоупотреблений и бесхозяйственности.

- Однако не всем эти нововведения по душе. Не так ли?

- Большая часть жалоб инспирирована определенной группой лиц, которая в свое время очень успешно использовала неразбериху в своих интересах. Существовали нормативы, которые носили рекомендательный характер. И все кому не лень, особенно те, кто занимался автоматизацией сметного дела, добавляли в сметные программы несуществующие нормативы или же изменяли, корректировали, модернизировали их по своему усмотрению.

Вокруг «нормотворчества» возникла определенная сфера бизнеса. Одни издавали и продавали сборники нормативных документов, другие оказывали юридические услуги, с тем чтобы включить несуществующие нормы в государственную систему нормативных документов. И отдельный бизнес был связан с автоматизацией процессов нормирования. Это все равно, что Конституция РФ или Уголовный кодекс существовали бы в разных редакциях.

Жалобы, обращения в суды связаны с тем, что мы подрываем устойчивую систему доходов коммерческих организаций. Если раньше сметные программы продавали, то сейчас все базы данных мы делаем общедоступными и бесплатными. Тем самым мы лишаем «коммерсантов от нормотворчества» кормушки.

Поверьте, я ни одной аргументированной жалобы не прочитал. Пишут абсолютный вздор! К разумной критике, из которой можно сделать определенные выводы, извлечь пользу, я отношусь нормально. Здесь же критика - нулевая...

- Сегодня активно создаются саморегулируемые организации (СРО). Как вы относитесь к этому процессу?

- Создание СРО - позитивный процесс. Недобросовестные предприниматели, если они каким- то образом и попадут в СРО, то рано или поздно будут оттуда изгнаны. СРО будут нести за свою деятельность четкую юридическую и финансовую ответственность.

Кроме того, у СРО есть возможность формирования стандартов, и в том числе создания системы нормирования внутри организации. С тем, чтобы использовать экономные или наиболее пригодные в эксплуатационном аспекте конструктивные решения.

- Вашей организацией уже сделано все, что намечалось?

- Да что вы, конечно же, нет. Мы создаем единую базу данных результатов проектирования и изысканий. По крайней мере, для объектов, строящихся по федеральному заказу. Необходимо будет обязать проектировщиков разместить результаты проектирования и изысканий в единой информационной системе. И тогда можно будет сделать выводы о целесообразности тех или иных проектных решений. Чтобы можно было выбрать оптимальное решение.

На Западе имеется масса различных технологий. Какую из них выбрать? Этому и будет помогать наша система. Сейчас, например, обсуждается необходимость увеличения объемов производства цемента. В то же время существуют различные перспективные решения, которые позволяют обходиться без цемента. Допустим, перекрытия из полимерных материалов. Создание единой базы данных - вопрос ближайшего времени.

В начале следующего года предполагаем создать единую базу данных стоимости строительных ресурсов, которая позволяла бы подрядным организациям описывать свои фактические затраты на строительство. Вы только представьте себе: по всей стране у нас применяются сейчас средние показатели затрат. То есть средний разряд рабочего, средняя стоимость строительного ресурса, средние показатели затрат на оплату труда, средние транспортные затраты...

Значительное количество «усреднений» позволяет лишь условно прогнозировать затраты. Наша же задача - создать интерактивные информационные ресурсы, которые позволяли бы любому предприятию строительного комплекса определять свои затраты с учетом сложившейся инфраструктуры конкретных поставщиков строительных ресурсов, наличия или отсутствия собственной базы механизации, структуры накладных расходов, особенностей, связанных с организацией строительного производства.

Программный комплекс, который выйдет в следующем году, позволит каждому предприятию описывать именно свои, а не усредненные затраты. Например, затраты на оплату труда конкретного рабочего-подсобника именно в своей организации. Или другой пример: если техника арендуется, то затраты на нее могут быть гораздо больше, чем если бы она применялась собственником. А без применения разрабатываемых нами нормативов учесть все эти факторы невозможно.

- Но производителей строительной продукции в стране тысячи. Как же можно создать такую базу? Не слишком ли сложна эта задача?

- С технической точки зрения проблема не такая уж неразрешимая. На самом деле производителей строительной продукции в России не очень много. Важно каждое предприятие привязать к нашей системе. Сейчас проводится огромная работа в этом направлении. Мы привязываем металл, цемент, кирпич, изделия из дре¬весины...

Цены основных, наиболее крупных производителей появятся в ближайшее время, и это, мы надеемся, будет побуждать и всех остальных присоединиться к единой системе. Планируем завершить создание такой системы в течение трех лет. С ее созданием любой гражданин России может узнать, сколько стоит тот или иной строительный материал у того или иного производителя, в том или ином регионе. Безусловно, такая система будет способствовать развитию конкуренции и, конечно же, будет оказывать влияние на стоимость продукции.

Следующий шаг - создание единой базы данных стоимости строительных ресурсов электронной биржи, на которой можно было бы заключать сделки. Но это будет не скоро, поскольку даже по цементу сегодня заключается менее одного процента сделок. Биржа - дело далекой перспективы. Сейчас мы собираем данные от наших региональных центров о крупных производителях. Все эти данные очень важны, чтобы не ошибиться в нормативах.

- А сколько у ФЦЦС региональных центров?

- Они есть во всех субъектах Федерации. Отмечу, что их создание было согласовано с администрациями субъектов Федерации. В большинстве случаев сами администрации предлагали нам организовать на территории региона филиал ФЦЦС. Это вызвано пониманием того, что тема сметного нормирования в регионе не должна быть приватизирована, в ней требуется определенный согласованный порядок подготовки и принятия решений. Сейчас субъекты Федерации приводят свои территориальные акты в соответствие с нашими новыми государственными сметными нормативами, утвержденными в этом году.

- Вы являетесь членом экспертного совета по градостроительной деятельности в Госдуме РФ. Предлагаете ли вы в Думе какие-либо нововведения?

- Безусловно! На одном из ближайших заседаний совета мы предлагаем рассмотреть проблематику ценообразования и в других отраслях. Ведь кроме территориальных проблем есть нерешенные вопросы в отраслях промышленности, смежных со строительством. И для их решения мы приступили к разработке систем ценообразования отдельных отраслей промышленности.

Мы активно начинаем создавать проект Межгосударственной системы ценообразования. Уже состоялись два заседания комиссии по ценообразованию Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ. В них приняли участие представители Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана. В ходе заседаний были рассмотрены вопросы выработки предложений по формированию унифицированной системы нормативно-методических документов для оптимизации расчетов стоимости строительной продукции между государствами - участниками СНГ, что крайнее актуально в современных условиях активизации процессов взаимной интеграции между нашими странами. И в этом мы будем активно взаимодействовать с Торгово-промышленной палатой РФ.

С учетом значения строительной отрасли в жизни государства не будет преувеличением сказать, что сегодня мы обеспечиваем его благополучное будущее. Создавая сметно-нормативную базу строительства объектов по госзаказу, мы стимулируем рост числа детских садов, школ, поликлиник, больниц, спортивно-оздоровительных центров, жилых домов на всей территории России.

Разве это не высокая цель? 
 

Источник: ФГУ "ФЦЦС"